Загадочная и далекая Индия, отдаленная на тысячи миль и отгороженная
от нас непроходимыми рубежами аравийских и персидских государств, не
так давно стала приоткрываться для пытливых умов, наследников
греко-римского мышления, последователей Аристотеля и Галена, приобыкших
к объяснению всего и вся, к проверке гармонии алгеброй, к причинам и
следствиям.
Сотни лет снабжавшая пряностями всю ойкумену, Индия так и была
неизвестной и непонятой – да и, по большому счету, остается такой по
сей день. Лишь британская колонизация, принесшая европейские веяния на
полуостров, сделала Индию немного ближе к нам. Наше счастье, что индусы
– дружелюбны, иначе, начни мы выяснять отношения, как это любят
некоторые восточные нации, было бы невесело…
Мы не зря упомянули особенности европейского мышления,
сформированного веками на основе материалистического греческого учения
о мире, монотеистического христианства и, отчасти – арабской
поэтической математики.
Философия и мышление индусов – насколько можно судить нам,
воспринимающим мир по-своему, – совершенно другие, и огромную ошибку
делают те горе-популяризаторы, которые объясняют индийские реалии с
европейской точки зрения.
Индия – как мы уже говорили, довольно обособленная страна, лежащая
на тропическом полуострове. Страны, с которым поддерживались тесные
торговые отношения – лежат неподалеку, сходны по духу и не дают
выраженного толчка к деятельному познанию мира. Европа как торговый
партнер не считается – товарооборот оставался смехотворно мизерным
долгие века.
А именно торговля – двигатель человеческой цивилизации, во всяком
случае – европейской. Развитие навигации, астрономии – а через нее
математики, а через нее философии, физики, географии, и всего
мировоззрения. Финансовая наука, сопутствующая торговле, породила
множество общественных дисциплин, банковское дело стало основой
европейской цивилизации.
Другое дело – Индия. Не столь развитая торговля не привела к мощному
развитию всего упомянутого, мышление людей оставалось
статически-созерцательным, мифологичным, избегнув деятельного
прагматизма материалистических европейцев. Недаром Будда был индусом…
Столь долгое отступление – к тому, чтобы вы не поддавались искушению отождествлять эти две культуры. Помните – «что хохлу радость, то свинье – смерть».
Итак, мы имеем – большая (даже по современным меркам, что уж
говорить о древности) страна, лежащая на обильном, плодородном и
кишащем жизнью полуострове, жители которой относятся к миру
созерцательно, мифологично (о мифологичности древнего мышления как
нельзя лучше свидетельствуют древние сказания – Махабхарата и Рамаяна).
Ничего удивительного, что философия индусов склонна к анимизму. Даже
можно сказать, что анимизм – основа всех индийских разновидностей
мировоззрения.
Мы уже говорили, анимизм – присваивание одушевленности всему вокруг, животным, растениям, явлениям природы, стихиям и так далее.
Индия, как развитая страна, превозмогла первобытный анимизм, который
являлся закономерной ступенью у всех народов мира, и перешла чуть
дальше – к обожествлению всего и вся. Столько богов, сколько у индусов,
нет нигде более – они и сами не знают, сколько у них богов, известно
лишь, что более 3 миллионов…
Другое направление, которое принял анимизм в
статически-созерцательной Индии – своеобразное представление о
бессмертии души, осуществляющемся через постоянное переселение души то
туда, то сюда – из человека в зверя, из зверя в рыбу, из нее в цветок,
из него еще куда-нибудь, и так очень долго. Одно из главных положений
индуизма во всех его направлениях, буддизма, джайнизма и еще бог весть
каких религий индусов – вера в сансару – «колесо перевоплощений».
Согласно этой вере,
каждому человеку воздается за то, что он совершил – или не совершил, в
течении своей жизни и всех предыдущих жизней, и воздаяние заключается в
том, в виде кого душа родится в очередной раз.
Подобная вера – очень подходящая почва для возникновения
вегетарианства, учения, признающего недопустимым употребление в пищу
животных и продуктов животного происхождения.
Во времена, когда в учебных заведениях изучали философию, был такой
предмет – исторический материализм. Согласно ему, любое общество есть
продукт взаимодействия производительных сил и производственных
отношений, все остальное – вторично, в том числе и политика, право,
этика, мораль, религия и так далее и тому подобное.
Применительно к нашему экскурсу это означает следующее. Древняя
Индия, как общество (как мы только что рассмотрели)
статическо-созерцательного характера, не развитое в промышленном
отношении, и, к тому же, населенное большим количеством людей, никогда
не могло похвастаться значительным развитием производства. Народы
Индии, что в древности, что и сейчас, никогда не ели досыта. А когда не
хватает еды – проще всего объявить продукт, недостача которого
чувствуется сильнее всего, табу.
Священная индийская корова почитается, как не иссякающий источник
еды – отсюда и запрет убийства коровы. Съесть корову можно очень
быстро, тогда как пользоваться молоком и молочными продуктами – очень и
очень долго.
Недостаток мяса – запретим его есть, тем более, что и религия этому способствует.
Вот откуда произошло вегетарианство. Рассуждения о «высокодуховной»,
«этической» и так далее основах вегетарианства – безосновательны и
глупы. Можно подыскать множество аргументов и в пользу людоедства…
Человеческий организм изначально приспособлен для питания смешанной
едой. Строение пищеварительного тракта человека свидетельствует о том,
что он не предназначен для употребления только растительной еды – равно
и только животной. Употребление только растительной еды не позволит
организму полноценно существовать, особенно опасно вегетарианство в детстве, что может привести к необратимому слабоумию. Растительная еда не содержит необходимых для человека так называемых «незаменимых»
аминокислот, недостаток их и у взрослого вызовет болезнь.
Разговоры о жалости к бедненьким животным – так же
несерьезны. Будьте последовательны – ведь картошке тоже больно!
Доказано существование подобия нервной системы у растений – давайте все
помирать с голоду?!
Байки о том, что индусы – здоровая и жизнерадостная нация,
опровергаются прогнозами ВОЗ об ожидаемой продолжительности жизни – в
Индии менее 70 лет, что на 10 лет меньше большинства стран Европы и
развитых стран Азии.
Вегетарианство оправдано лишь как средство «контроля за калориями» у
малоподвижного населения «цивилизованных» стран, не более того. Ни о
какой физической работе вегетарианства говорить нельзя, у него не будет
ни силы, ни выносливости.
Другое применение вегетарианства следует из того факта, что
отсутствие животных белков вызывает слабоумие – плохо соображающим
народом легче управлять. Как говорили классики – когда что-то
происходит, следует искать – кому же это выгодно.
|